Контрольная работа по обществознанию Общество и человек 10 класс

Контрольная работа по обществознанию Общество и человек 10 класс с ответами. В контрольной работе представлены 2 варианта, в каждом по 17 заданий.

Вариант 1

1. Социально-гуманитарное и естественно-научное знание

1) обладают единым объектом
2) используют одинаковые методы
3) являются самостоятельными частями науки
4) дают ответы на все возможные вопросы

2. Партии, государство, общественные движения представляют

1) политическую сферу жизни общества
2) социальную сферу жизни общества
3) экономическую систему жизни общества
4) духовную сферу жизни общества

3. В стране В. большинство населения занято в сфере услуг. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что в стране В. сложилось постиндустриальное общество?

1) возрастание внеэкономической эксплуатации
2) поддержка бизнеса со стороны государства
3) особая роль знаний в общественном производстве
4) усиление роли религии в обществе

4. Верны ли следующие суждения о гуманитарных профессиях?

А. Гуманитарные профессии получают в высших учебных заведениях.
Б. Гуманитарные профессии основаны на тесном контакте с людьми.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Одним из факторов свободы в современном обществе является

1) отсутствие моральных норм, влияющих на поведение человека
2) имущественное равенство членов общества
3) соблюдение прав и свобод личности
4) особая роль государства в распределении ресурсов

6. Понятие «культура» многозначно. Одним из содержаний этого понятия выступает

1) развитие потребностей человека
2) наличие символов и образов
3) биологические процессы на Земле
4) взаимодействие природы и социума

7. В XX веке люди смогли пробраться в космос, и в то же время на планете существует множество неразрешенных проблем. Какую черту прогресса иллюстрирует данная информация?

1) невозможность развития науки и техники
2) отставание ряда отраслей от высокотехнологичных предприятий
3) противоречивость прогресса в обществе
4) новые общественные явления, свойственные только прогрессу

8. Верны ли следующие суждения об общественных отношениях?

А. Общественными считают любые отношения между людьми.
Б. Главной чертой общественных отношений является взаимодействие между людьми или группами людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы динамики Характеристика
Поступательное развитие
Революция Быстрые скачкообразные изменения

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество.

1) глобальные сети, 2) аграрное общество, 3) наука, 4) секуляризация, 5) информационные технологии, 6) внеэкономическая эксплуатация.

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

11. Установите соответствие между видами отношений и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ВИД ОТНОШЕНИЙ

A) управление обществом
Б) производственные отношения
B) семейные отношения
Г) формирование ценностей
Д) обмен товарами

СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1) экономическая сфера
2) политическая сфера
3) социальная сфера
4) духовная сфера

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальным основанием выделения __________(А) общества служат те цели и задачи, потребности и интересы, планы и программы субъектов, осуществление которых необходимо для успешной __________(Б) общества и требует обособления, относительно самостоятельного отграничения и функционирования. __________(В) не только что-то берет от общества для удовлетворения собственных потребностей и интересов, но и живет, действует в обществе. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы развивать свою __________(Г), сохранять достигнутое, обеспечивать достойный для граждан уровень жизни. Общество заинтересовано также в своем общем, цивилизационном совершенствовании и __________(Д) среди других обществ. Исторически объективно, а также и в результате __________(Е) людей складывались необходимые и относительно самостоятельные сферы жизни общества, имеющие свое предназначение, признаки, систему отношений, функции.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) целеполагающая деятельность
2) организация системы
3) культура
4) индивид
5) сферы жизни
6) личность
7) авторитет
8) положение
9) жизнедеятельность

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Прочитайте текст и выполните задания 13-16.

Человечество почти незаметно для себя перешагнуло границу одной эпохи и вступило в другую, качественно иную. Законы, по которым этот мир развивается, вызовы, которые он бросает всему человечеству, совсем не те, что отличали период французской и Октябрьской революций. Стало быть, при решении нынешних проблем, в поисках путей и критериев прогресса нельзя полагаться только на опыт и уроки этих революций.
Новый мир требует новой философии. Опыт революций, опыт XX века доказывает высшую верность мысли: отрицание не есть уничтожение. Отрицание есть такая интеграция в новое, при которой явление, продолжая существовать, работает на новые общественные связи и тенденции.
Общество, как и природа, требует к себе бережного отношения, большой мудрости и осмотрительности в осуществлении преобразований. Жизнь жестоко мстит тем, кто бездумно и безоглядно ломает все, что стоит на пути воспалённых властных амбиций.
Мыслители Просвещения наделили Разум ролью верховного судьи, призванного разрешать споры, порожденные социальными противоречиями, национальной враждой, нетерпимостью, суевериями и невежеством.
В наши дни эти мечты способны обрести реальные очертания. Именно Разум зовет к спасению цивилизации через признание приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, через утверждение цивилизованных международных отношений, через решение глобальных проблем, от которых зависит судьба людей на Земле.
Но как же будут выглядеть контуры эпохи, в которую мир вступает сегодня?
Не грядут ли иные времена, и нам суждено открыть тот, — мы верим, неизбежный — период истории, когда стихия и насилие уступят место разуму, осознанной и высокоморальной воле, гуманизму и ответственности?
Как должны мы сегодня видеть общественный прогресс и пути к нему?
Вопросы эти в высшей степени сложные, но наступила пора отвечать на них, ибо речь идет о судьбе цивилизации.
В современном мире путь к свободе, равенству, братству лишь один: сотрудничество, соразвитие, сотворчество всех народов и государств, составляющих мировое сообщество. Всеми должно быть понято и оценено значение целостности многообразия человеческой культуры, истории, а значит, и необходимость единения всех, кто разделяет идеалы гуманизма.

13. Как автор понимает категорию «отрицание»? Почему отрицание нельзя считать уничтожением?

14. Какие меры по спасению цивилизации предлагает автор? Назовите три меры.

15. С опорой на текст и знания из курса обществознания назовите три критерия общественного прогресса.

16. Автор утверждает, что путь к свободе возможен «через сотрудничество, соразвитие, сотворчество». С опорой на знания из курса обществознания и факты общественной жизни назовите формы сотрудничества между государствами для решения общих проблем.

17. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

17.1. «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А. Камю)

17.2. «Прогресс — неотъемлемое свойство сознательного развития; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью» (А.И. Герцен)

17.3. «История не есть арена счастья» (Г.-В. Гегель)

Вариант 2

1. Какая из перечисленных наук относится к социальным?

1) биология
2) математика
3) геофизика
4) этика

2. Способность общества к развитию определяется признаком

1) динамизма
2) объективности
3) системности
4) целостности

3. В стране П. земля является основным источником дохода, вместе с тем произошло отделение ремесла от земледелия. К какому историческому типу относится общество страны П.?

1) постиндустриальное
2) машинное
3) традиционное
4) индустриальное

4. Верны ли следующие суждения о социальной связи в индустриальном обществе?

А. Типом социальной связи в индустриальную эпоху стал социальный контракт.
Б. Одной из характеристик социального контракта стала опора на права человека.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Ценности свободы могут быть реализованы в условиях

1) реализации идеи имущественного равенства
2) реализации идей гуманизма
3) реализации социальных проектов
4) реализации идей Просвещения

6. Система исторически развивающихся программ деятельности человека, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях, — носит название

1) общества
2) природы
3) культуры
4) универсалии

7. Для обозначения уровня, периода и особенностей развития региона может использоваться понятие

1) цивилизация
2) прогресс
3) качество жизни
4) экономический рост

8. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество означает всю совокупность людей, вступающих в различные отношения.
Б. Феодальное общество — один из важных периодов в истории человечества.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Тип общества Отношение к природе
Традиционное Зависимость
Индустриальное
Постиндустриальное Сохранение

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют традиционное общество.

1) зависимые крестьяне, 2) аграрное общество, 3) капитализм, 4) секуляризация, 5) землевладельцы, 6) внеэкономическая эксплуатация.

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

11. Установите соответствие между признаками и формами социальных изменений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

A) постепенные изменения
Б) социальные потрясения
B) сохранение общественного строя в стране
Г) стихийность
Д) управляемость

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

1) революция
2) реформа

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

__________(А) общества и личности ярко характеризуют системность общества. Общество как __________(Б) представляет два уровня жизни: материальная и духовная жизнь. Они выражают __________(В) материально-физического и духовно-идеального как в человеке, так и в обществе, хотя каждый из уровней имеет свою специфику и предназначение. Системная динамика общества раскрывается также через источники и __________(Г) развития общества. Социальные противоречия, а также противоречия между обществом и __________(Д) выступают источниками общественного прогресса или __________(Е), стабильно-эволюционного или прерывного революционного положительного или отрицательного развития.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) неразделимость
2) общество
3) система
4) общественные отношения
5) движущие силы
6) регресс
7) подходы
8) природа
9) взаимодействие

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Прочитайте текст и выполните задания 13-16.

Общество не есть механический агрегат, оно представляет собой систему, в которой все элементы связаны между собой и постоянно взаимодействуют. Общество есть самодостаточная система. Это значит, что для своего развития оно не нуждается ни в каких внешних толчках или силах.
Таким образом, общество коренным образом отличается от природы, и было бы неверно редуцировать его к природным процессам и феноменам. Но было бы неверно также игнорирование влияния природы на формирование общественных отношений. Природа и общество — две стороны единой медали, и потому изучение общества без анализа природных явлений, без выяснения их влияния на развитие и функционирование социума (общества) немыслимо, ибо хотя человечество в процессе своего развития как бы постоянно отдаляется от природы, тем не менее оно всегда должно помнить, что в основании его лежат природные факторы и что природа для него всегда будет alma mater. Поэтому правомерно было бы говорить о социоестественной истории, то есть о такой истории, которая включает в себя не только чисто социальные, но и природные факторы.
На формирование общественных отношений огромное влияние оказывали (и оказывают) природные условия. Люди селились в местах, пригодных для жизни, их хозяйственная деятельность во многом определялась географической средой. Так, жители берегов рек и морей занимались рыболовством, тогда как в степных районах — скотоводством, земледелием и т. д. А в жизни горских народов центральное место отводилось охоте и скотоводству, так как горные районы почти не были пригодны для земледелия, но зато диких животных было в изобилии.
Итак, природа является естественным фактором развития человечества, и её законы всегда будут проявляться в той или иной форме в собственно социальной организации людей.

13. Какое определение понятия «общество» дано автором? Какое объяснение дано системности общества?

14. Что, по мнению автора, влияет на развитие общества? Назовите две группы факторов.

15. Автор говорит о влиянии географических и климатических условий на общественные отношения. С опорой на текст и знания по истории назовите природные условия, повлиявшие на формирование российский цивилизации. Назовите любые три условия.

16. Какие формы взаимодействия природы и общества наблюдаются в современном обществе? Назовите любые три формы.

17. Выберите одно из предложенных ниже высказывании, раскроите его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

17.1. «Общество не состоит из индивидов, выражает систему связей и отношений, в которых эти индивиды находятся» (К. Маркс)

17.2. «Каждый прогресс… является вместе с тем и регрессом» (Ф. Энгельс)

17.3. «Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)

Ответы на контрольную работу по обществознанию Общество и человек 10 класс
Вариант 1
1-3
2-1
3-3
4-2
5-3
6-2
7-3
8-2
9. Эволюция
10. 26
11. А2 Б1 В3 Г4 Д1
12. А5 Б9 В4 Г3 Д8 Е1
13.
1) понимание категории «отрицание»: отрицание есть интеграция в новое, при котором явление, продолжая существовать, работает на новые общественные связи и тенденции;
2) ответ на вопрос: так как в ходе отрицания старого, отжившего рождается новое общественное устройство — это не ведет к уничтожению цивилизации.
14.
1) сотрудничество всех народов;
2) оценка целостности человеческой культуры;
3) основа на идеалах гуманизма.
15.
1) разум как критерий прогресса;
2) уровень развития материального производства;
3) нравственный критерий;
4) свобода личности.
16.
1) саммиты «двадцатки» в период кризиса;
2) периодично собираемые встречи для обсуждения мировых экологических проблем, проблем бедности;
3) объединения ученых для исследования проблем и принятия решений.
Вариант 2
1-4
2-1
3-3
4-3
5-2
6-3
7-2
8-3
9. Подчинение (господство)
10. 34
11. А2 Б1 В2 Г1 Д2
12. А9 Б3 В1 Г5 Д8 Е6
13.
1) понимание категории «отрицание»: отрицание есть интеграция в новое, при котором явление, продолжая существовать, работает на новые общественные связи и тенденции;
2) ответ на вопрос: так как в ходе отрицания старого, отжившего рождается новое общественное устройство — это не ведет к уничтожению цивилизации.
14.
1) сотрудничество всех народов;
2) оценка целостности человеческой культуры;
3) основа на идеалах гуманизма.
15.
1) разум как критерий прогресса;
2) уровень развития материального производства;
3) нравственный критерий;
4) свобода личности.
16.
1) саммиты «двадцатки» в период кризиса;
2) периодично собираемые встречи для обсуждения мировых экологических проблем, проблем бедности;
3) объединения ученых для исследования проблем и принятия решений.

Опубликовано: 15.05.2020 Обновлено: 07.07.2020
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *