Тест по истории России Внутренняя политика Александра I 9 класс

Тест по истории России Внутренняя политика Александра I 9 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 16 заданий.

Вариант 1

1. Военные поселения были основаны в России в

1) конце XVIII в.
2) первой четверти XIX в.
3) второй четверти XIX в.
4) 1860-1870-х гг.

2. Когда был принят указ о вольных хлебопашцах?

1) в 1801 г.
2) в 1803 г.
3) в 1810 г.
4) в 1817 г.

3. Кто был автором «Введения к уложению государственных законов»?

1) Александр I
2) Н. Н. Новосильцев
3) А. А. Аракчеев
4) М. М. Сперанский

4. Какие органы управления были заменены в начале XIX в. министерствами?

1) коллегии
2) земства
3) приказы
4) земские соборы

5. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался

1) Избранной радой
2) Государственным советом
3) Негласным комитетом
4) Тайной канцелярией

6. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостной зависимости крестьян
2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землей за выкуп
3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния
4) право крестьян выходить из общины с землей

7. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

1) идей славянофильства
2) теории официальной народности
3) идей Просвещения
4) теорий «общинного социализма»

8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите дату события, о котором идет речь

«Александр дал свое согласие принудить императора к отречению от короны, но с непременным условием щадить отца и не нанести ему никакого оскорбления… Но люди знатной породы… прокрались, как подлые разбойники… в комнату безоружного, спящего человека… и умертвили его…»

1) 1801 г.
2) 1812 г.
3) 1821 г.
4) 1825 г.

9. Расположите события в хронологической последовательности

1) учреждение первых министерств
2) создание военных поселений
3) учреждение Государственного совета

10. Какие два из перечисленных ниже событий относятся к царствованию Александра I?

1) возвращение из ссылки пострадавших при Павле I
2) дарование Конституции Царству Польскому
3) введение всесословной воинской повинности
4) освобождение всех крепостных крестьян
5) введение суда присяжных заседателей

11. Какие два из перечисленных ниже событий относятся к правлению Александра I?

1) создание земств
2) созыв Государственной думы
3) учреждение Государственного совета
4) учреждение Синода
5) учреждение министерств

12. Заполните пропуск

Центральные государственные учреждения, созданные Александром I в 1802-1811 гг., основанные на принципе единоначалия и ведавшие определенными отраслями управления в масштабе страны, — ….

13. Назовите не менее двух направлений внутренней политики Александра I. Приведите не менее двух примеров проведенных им реформ в одном из названных направлений.

14. В период правления Александра I в России были созданы военные поселения — система организации войск, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным. Позже они были отменены, опыт их создания был признан неудачным. Укажите любую цель создания военных поселений. Назовите одну причину неудачи реализации идеи их создания.

15. Существует следующая точка зрения на пути развития России в XIX в.: М. М. Сперанский в подготовленном им проекте реформ утверждал, что путь развития России заключается в сочетании принципов самодержавия и конституционализма. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку.

16. Существует точка зрения, что цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812 г. имели отличия. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эти отличия.

Вариант 2

1. В каком году в России была проведена министерская реформа?

1) 1785 г.
2) 1802 г.
3) 1818 г.
4) 1825 г.

2. Последний дворцовый переворот в России совершен в

1) 1801 г.
2) 1818 г.
3) 1821 г.
4) 1824 г.

3. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был

1) Г. А. Потемкин
2) Н. М. Карамзин
3) А. А. Аракчеев
4) М. М. Сперанский

4. Как назывался высший законосовещательный орган Российской империи, созданный в 1810 г.?

1) Синод
2) Государственный совет
3) Сенат
4) Совет министров

5. В первой четверти XIX в. с понятием «аракчеевщина» современники связывали

1) разработку проектов, ограничивавших власть царя
2) ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг
3) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
4) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии

6. В результате реформы системы народного просвещения при Александре I

1) предоставлялась широкая автономия университетам
2) запрещалась деятельность студенческих организаций
3) открылись земские школы для крестьянских детей
4) вводилось всеобщее среднее образование

7. В результате издания указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»

1) поднялась волна крестьянских восстаний
2) было освобождено лишь несколько десятков тысяч крестьян
3) все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости
4) были упразднены военные поселения

8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о чьем царствовании идет речь.

«Первая половина этого царствования одновременно с внешними войнами ознаменовалась важными внутренними учреждениями… Самое важное из этих учреждений были министерства, основанные вместо Петровских коллегий… Тогда же был учрежден Государственный совет для обсуждения правительственных мер».

1) Павел I
2) Александр I
3) Николай I
4) Петр III

9. Расположите события в хронологической последовательности

1) разработка М. М. Сперанским проекта «Введение к уложению государственных законов»
2) дарование Конституции Царству Польскому
3) издание манифеста о «вольных хлебопашцах»

10. Какие два из перечисленных ниже положений относятся к содержанию проекта преобразований М. М. Сперанского?

1) отмена крепостного права
2) учреждение Государственного совета
3) перенос столицы в Москву
4) внедрение принципа разделения властей
5) восстановление коллегий

11. Какие два из перечисленных событий связаны с понятием «аракчеевщина»?

1) открытие Царскосельского лицея
2) восстание Чугуевского полка
3) ужесточение дисциплины в армии
4) замена коллегий министерствами
5) издание указа о «вольных хлебопашцах»

12. Заполните пропуск

Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием ….

13. Почему первый период правления Александра I называли «дней Александровых прекрасное начало»? Укажите не менее двух аргументов. Приведите не менее двух фамилий членов Негласного комитета.

14. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1806-1807 гг. Александру I стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором программы преобразований и ближайшим советником императора стал М. М. Сперанский — выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной службы благодаря необычным способностям и своему трудолюбию. М. М. Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ. В чем суть проекта реформ М. М. Сперанского? Укажите не менее двух положений. Почему этот проект не был реализован, хотя вначале его поддержал император Александр I? Назовите не менее двух причин.

15. Существует следующая точка зрения по вопросу о значении реформ, проведенных в период правления Александра I: Все начинания Александра I были безуспешны. Используя исторические знания, приведите два аргумента, опровергающих данную оценку.

16. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в начале XIX в. в организации образования и просвещения появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих данную точку зрения.

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I 9 класс
Вариант 1
1-2
2-2
3-4
4-1
5-3
6-2
7-3
8-1
9-132
10-12
11-35
12. Министерства
13.
Направления внутренней политики Александра I:
1) крестьянский вопрос;
2) реформы органов государственной власти.
Примеры реформ (в структуре высших органов государственной власти):
1) в 1802 г. вместо коллегий были учреждены главные исполнительные учреждения — министерства;
2) Сенат стал высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией (1802 г.);
3) поручение М. М. Сперанскому разработать проект, в основе которого находился принцип «разделения властей»;
4) в 1810 г. был создан законосовещательный орган власти при императоре — Государственный совет.
14.
Цели:
а) уменьшить расходы казны на содержание армии;
б) увеличить численность армии и обученного военному делу населения;
Причина неудачи: экономическая неэффективность военных поселений.
15.
Аргументы:
1) проект М. М. Сперанского был планом коренных преобразований в России;
2) в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3) проект М. М. Сперанского был первым шагом к ограничению абсолютной монархии и участию в решении политических вопросов представителей различных слоев населения;
4) в качестве совещательного органа при императоре учреждался Государственный совет;
5) высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума.
16.
Факты (положения):
1) наблюдались постепенное охлаждение императора к преобразованиям, усиление влияния противников преобразований;
2) отказ от осуществления разработанных проектов реформ;
3) на втором этапе царствования (после 1812 г.) произошло подтверждение права помещиков ссылать крепостных крестьян на каторгу;
4) создание военных поселений, попытка соединить крестьянский труд и военную муштру.
Вариант 2
1-2
2-1
3-4
4-2
5-4
6-1
7-2
8-2
9-312
10-24
11-23
12. Абсолютизма
13.
Аргументы:
1) внутриполитический курс Александра I на первом этапе правления носил либеральный характер;
2) произошло возвращение к политике «просвещенного абсолютизма»;
3) личные качества Александра I , испытавшего воздействие Екатерины II , воспитание Ф. Лагарпа, благодаря которому он воспринял идеи Просвещения, позволили императору начать свое правление с широких реформаторских планов;
4) на данном этапе были осуществлены либеральные реформы;
5) Александр I опирался на либерально мыслящих молодых друзей, которые и занимались подготовкой реформ.
Члены Негласного комитета:
1) П. А. Строганов;
2) В. П. Кочубей;
3) А. Чарторыйский;
4) Н. Н. Новосильцев.
14.
Положения проекта реформ М. М. Сперанского:
1) в основу государственного устройства должен быть введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную;
2) предполагалось создание Государственного совета, Государственной думы;
3) планировалось ввести конституцию при сохранении самодержавия;
4) предлагалось предоставить некоторые политические права купцам, мещанам, государственным крестьянам;
5) М. М. Сперанский предложил выборность определенной части чиновников и их личную ответственность.
Проект реформ М. М. Сперанского в полном объеме не был реализован, потому что:
1) в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция проектам М. М. Сперанского;
2) М. М. Сперанский не нашел поддержки в среде столичной бюрократии, опасавшейся новой системы прохождения государственной службы;
3) планы М. М. Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества;
4) на неудачу реформ повлияли личные качества российского императора Александра I, отступившего под давлением консервативных настроений в дворянской среде.
15.
Аргументы:
1) была успешно осуществлена реформа высшей исполнительной власти, созданы министерства;
2) был учрежден Государственный совет;
3) Царству Польскому была дарована Конституция;
4) был принят указ о «вольных хлебопашцах», давший крестьянам возможность по добровольному соглашению с помещиком выходить из крепостного состояния;
5) было отменено крепостное право в Прибалтике (1816-1819 гг.);
6) была проведена университетская реформа, давшая положительный эффект. Например, были открыты новые университеты (Казанский, Харьковский), которые стали центрами развития науки и просвещения.
16.
Факты (положения):
1) при Александре I был открыт Царскосельский лицей;
2) создается центральный управляющий орган — Министерство народного просвещения;
3) увеличивается количество университетов;
4) создаются учебные округа;
5) вводится принцип непрерывности образования;
6) появляются педагогические вузы.

Опубликовано: 21.08.2022 Обновлено: 21.08.2022
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − девять =