Контрольная работа по обществознанию Нравственные основы жизни 6 класс с ответами. В контрольной работе представлены 2 варианта, в каждом по 14 заданий.
Вариант 1
1. Лана — ученица 6-го класса, занимается балетом, у нее много друзей. Эти качества характеризуют ее как
1) индивида
2) личность
3) дочь
4) балерину
2. Какая деятельность становится основной в подростковый период?
1) труд
2) игра
3) творчество
4) общение
3. В классе сложились две группы, которые не понимают интересов друг друга, ссорятся между собой. Эта ситуация является
1) конфликтом
2) примирением
3) посредничеством
4) переговорами
4. Верны ли следующие суждения о потребностях?
А. Не все, что человек считает своими потребностями, ему действительно необходимо.
Б. Осознанные человеком потребности побуждают его к деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. В стране Z люди организовали сбор средств, теплых вещей для пострадавших от наводнения. Этот пример иллюстрирует проявление
1) законности
2) гуманности
3) дисциплинированности
4) этикета
6. Определите поступок, который соответствует золотому правилу морали.
1) Лиза слушает радио
2) Алина занимается музыкой
3) Федор делает уроки
4) Алексей оказал помощь нуждающемуся человеку
7. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль — это правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле.
Б. Главное правило морали называют золотым правилом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Установите соответствие между ситуацией и стратегией выхода из конфликта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СИТУАЦИЯ
A) Сергей, не желая продолжения ссоры, покинул компанию друзей.
Б) Анна после размышлений признала правоту Леонида, на критику которого сначала обиделась.
B) После ссоры с Марией Настя согласилась убрать в комнате, а Мария согласилась помочь Насте с уроками.
Г) После ссоры Андрей отказался встречаться с Виктором для выяснения отношений.
Д) Федор согласился со всеми требованиями своих родителей.
СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА
1) уход
2) уступка
3) компромисс
Прочитайте текст, проанализируйте таблицу и выполните задание 9.
Социологической службой страны Z был проведен опрос об участии граждан в добрых делах. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Содержание ответов | % опрошенных |
Активно делаю добрые дела | 35 |
Периодически (время от времени) участвую в добрых делах | 25 |
Редко участвую в добрых делах | 20 |
Не участвую в добрых делах | 10 |
Затрудняюсь ответить | 10 |
9. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли опрошенных редко участвуют в добрых делах и затруднились ответить на вопрос социологов.
2) Около трети опрошенных активно делают добрые дела.
3) Пятая доля опрошенных редко участвуют в добрых делах.
4) Более половины опрошенных время от времени участвуют в добрых делах.
5) Периодически участвуют в добрых делах больше опрошенных, чем совсем в них не участвуют.
Прочитайте текст и выполните задания 10-14.
Надо знать чужие культуры, культуры нашего времени и прошлого. Надо много путешествовать — не обязательно «ногами», переезжая с места на место, из одной страны в другую, но «путешествовать» с помощью книг, музеев, с помощью подвижности и гибкости своего интеллекта. Заинтересовывает в других то, что непохоже на нас самих, своеобразное. Тогда и своё оценишь по-настоящему.
И первое «путешествие», которое человек должен совершать, — это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с ее памятниками, с ее культурными достижениями — это всегда радость открытия нового в знакомом, радость узнавания привычного в новом.
Важно бережное отношение к своей старине, к своей истории, ибо своя страна, помимо измерения в пространстве, имеет еще и «четвертое измерение» — во времени. Если вы любите свою страну, вы не можете не любить ее истории, не можете не беречь памятников прошлого.
И эта любовь к прошлому своего народа должна быть у людей всех профессий. Ибо патриотизм — это та великая надличностная сверхзадача всей вашей деятельности, которая избавит вас от слишком острых неприятностей, личных неудач и правильно, по безошибочному пути направит вашу деятельность в поисках истины, правды и надежного личного успеха.
Только не ошибитесь в занятой вами жизненной позиции. Всегда ставьте себе большие и надличностные задачи, и вы достигнете в своей жизни большого и надежного счастья.
10. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
11. Какое первое «путешествие», по мнению автора, должен совершить человек? Как это «путешествие» связано с патриотизмом (используя текст, дайте два объяснения)?
12. Как автор оценивает роль книг в человеческой культуре? Предположите почему.
13. На примере любых двух музеев (которые вы посещали) покажите, как с их помощью можно открывать чужие культуры нашего времени и прошлого.
14. Выскажите два предположения о том, почему автор считает патриотизм великой сверхзадачей каждого человека.
Вариант 2
1. Петру 14 лет, он светловолосый, высокий и сильный. Эти факты характеризуют его как
1) личность
2) ученика
3) индивида
4) сына
2. Найдите общий признак для всех малых групп.
1) личное общение
2) кровное родство
3) совместный быт
4) совместное проведение досуга
3. Маша и Даша поссорились при обсуждении сценария школьного праздника. Однако позже Даша согласилась с мнением Маши и продолжила работу по подготовке праздника. Какой способ выхода из конфликта использован в данном примере?
1) компромисс
2) уступка
3) посредничество
4) уход от конфликта
4. Верны ли следующие суждения о потребностях?
А. Наличие ряда потребностей отмечается как у человека, так и у животных.
Б. Потребности человека непосредственно связаны с его деятельностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. В стране Z общественная организация развернула работу по восстановлению пострадавшего от стихийного бедствия памятника истории и культуры. Этот пример иллюстрирует проявление
1) расчетливости
2) гуманности
3) патриотизма
4) успешности
6. Определите поступок, который соответствует золотому правилу морали.
1) Сергей выступил с речью
2) Алина занимается фитнесом
3) Семён помогает инвалидам
4) Петр занимается футболом
7. Верны ли следующие суждения об этикете?
А. Этикет — это правила вежливости, принятые в конкретном обществе.
Б. Мораль и этикет — два названия одних и тех же правил поведения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Установите соответствие между поступками и характером поведения человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПОСТУПКИ
A) Ф. сквернословит.
Б) В. защищает животных.
B) И. обманул учителя ради хорошей отметки.
Г) Р. организовал команду для помощи ветеранам.
Д) Л. делает надписи на стенах во время прогулки.
ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1) нравственное поведение
2) безнравственное поведение
Прочитайте текст, проанализируйте таблицу и выполните задание 9.
Социологической службой страны Z был проведён опрос граждан об их отношении к смелым поступкам. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Содержание ответов | % опрошенных |
Могу быть безрассудно смелым | 35 |
Считаю, что нужно сначала всё рассчитать, а потом делать | 25 |
Восхищаюсь смелыми поступками других, но сам(-а) их не совершаю | 20 |
Считаю, что в моей жизни нет места смелым поступкам | 10 |
Затрудняюсь ответить | 10 |
9. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли опрошенных затруднились с ответом и считают, что в их жизни нет места смелым поступкам.
2) Каждый третий опрошенный считает, что может быть безрассудно смелым.
3) Считают, что нужно быть расчетливым, больше опрошенных, чем могут быть безрассудно смелыми.
4) Более половины опрошенных могут совершать смелые поступки.
5) Четверть опрошенных восхищаются смелыми поступками, хотя сами их не совершают.
Прочитайте текст и выполните задания 10-14.
Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам своего народа.
Патриотизм — начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека, избрание им своей профессии, круг интересов — все определять в человеке и все освящать. Патриотизм — это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества.
Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, родной природе, своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.
Почему я считаю интерес к культуре и литературе нашего прошлого не только естественным, но и необходимым?
На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. А для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей — без этого невозможно в конечном счете общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту.
10. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
11. Автор считает любовь к Родине процессом. Используя текст, приведите два подтверждения этого мнения.
12. Почему, по мнению автора, у каждого человека должен быть широкий кругозор? Предположите, что надо делать человеку, чтобы расширить свой кругозор.
13. Проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что патриотизм — тема творчества человека.
14. Какие события истории своего населенного пункта, родного края вы считаете наиболее важными? Назовите два события и поясните свой выбор.
Ответы на контрольную работу по обществознанию Нравственные основы жизни 6 класс
Вариант 1
1-2
2-4
3-1
4-3
5-2
6-4
7-3
8. А1 Б2 В3 Г1 Д2
9-235
10. План текста:
1) почему надо путешествовать;
2) первое «путешествие» человека;
3) любовь к прошлому и патриотизм;
4) большие задачи и жизненный успех человека.
11.
1) ответ на первый вопрос: путешествие по своей стране;
2) объяснения (ответ на второй вопрос):
— истинный патриот много знает об истории и культуре своей страны;
— истинный патриот заботится о сохранении памятников истории и культуры своей страны;
— патриот готов рассказать о своей стране представителям других народов и государств, показать памятники отечественной истории и культуры.
12.
1) ответ на вопрос: величайшее из величайших достижений человеческой культуры;
2) объяснение: книги хранят огромный объем уникальной информации об истории и культуре человеческого общества.
13.
1) музей искусства народов Востока дает возможность россиянам больше узнать об этих народах и их культуре;
2) в любом крупном музее изобразительных искусств отдел итальянского искусства эпохи Возрождения позволяет познакомиться с идеями и творчеством признанных мастеров итальянского Возрождения, которые внесли огромный вклад в мировую культуру.
14.
1) все, что делает человек в жизни, должно в той или иной мере быть направлено на благо его страны;
2) через всю жизнь каждый человек должен пронести любовь к Родине, все глубже открывать для себя отечественную культуру, понимать ее.
Вариант 2
1-3
2-1
3-2
4-3
5-3
6-3
7-1
8. А2 Б1 В2 Г1 Д2
9-124
10. План текста:
1) значимость знания истории Отчизны;
2) патриотизм — тема жизни человека;
3) любовь к Родине как процесс;
4) почему человеку необходим широкий кругозор.
11.
1) любовь человека к Родине со временем растет;
2) любовь человека к Родине проходит ряд этапов, каждый из которых необходим.
12.
1) ответ на вопрос: без этого невозможно (крайне затруднено) общение с другими людьми;
2) предположение: надо читать книги, смотреть научно-популярные телепередачи, посещать музеи и театры, путешествовать.
13.
1) в годы войны известный композитор создал музыкальное произведение, посвященное героической борьбе жителей его родного города с врагом;
2) краевед посвятил всю свою жизнь восстановлению усадьбы, связанной с жизнью и деятельностью великого отечественного поэта;
3) хоккейная команда на Олимпийских играх сражалась за честь своей страны и победила.
14. В ответе должны быть названы события и даны пояснения из истории своего населенного пункта.